обобщение и распространение педагогического опыта

 2022 год

 

Изучение сенсорных свойств предметов через взаимодействие со средой. Тактильная дисфункция.

(распространение опыта внутри ДОУ)

Сенсорное развитие (сенсорика) – это процесс формирования определенных представлений о свойствах предметов: их размере, форме, цвете, положении в пространстве, вкусах, запахах и т.д. Когда малыш впервые столкнется с многообразием окружающих его форм, красок и событий (а это происходит практически в первые же дни его жизни), важно не пропустить это время, помочь ему освоиться в этом мире и подтолкнуть к самосовершенствованию.От того, насколько точно малыш научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.

Уровень чувствительности к сенсорным раздражителям у всех нас существенно различается и зависит он от трех факторов:

Первый фактор — это врожденные качества: абсолютный слух, повышенное обоняние генетически наследуются, равно как и возможность врожденных аномалий — слепота, глухота и т.п.

Второй фактор — состояние органов чувств: на них может повлиять травма или болезнь.

Третий фактор — это развитие органов чувств и восприятия, как в процессе спонтанного познания мира, так и в ходе специального обучения. Например, никто не станет сомневаться, что у человека, который с детства пробовал разнообразные блюда разных национальных кухонь, вкус будет гораздо тоньше, чем у того, кто ел только каши и макароны

Виды сенсорных ощущений

Сенсорные ощущения классифицируются на:

  • визуальные (зрительные);
  • осязательные;
  • обонятельные;
  • слуховые;
  • вкусовые.

Именно в соответствии с ними у ребенка формируются понятия о:

  • размере
  • форме
  • цвете
  • звуках
  • вкусе
  • запахе.

 

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

-  упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм, красок - это и любимые игрушки, и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства - картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.

Более того, множество профессий имеет выраженную сенсорную основу. Например, архитектор или художник должны обладать высокой точностью восприятия окружающего мира и различать формы, а музыкант и врач — обладать высоко развитым слуховым восприятием.

Перед сенсорным воспитанием стоят разные задачи:

В раннем возрасте: накопление представлений о цвете, форме, величине (важно, чтобы эти представления были разнообразными).      

В среднем дошкольном возрасте:

- формирование сенсорных эталонов;  

- обучение детей способам обследование предметов;

- обучение группировке предметов по одному или нескольким признакам;

- развитие у детей аналитического восприятия - умения разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.

В старшем дошкольном возрасте: различение речевых звуков и различение восприятия начертания букв (при усвоении грамоты).

Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе. Сенсорному развитию ребенка необходимо уделять внимание на протяжении всего дошкольного детства. Однажды выученные названия цветов, освоенные понятия геометрических форм без постоянной тренировки и повторения забываются.

Эталонная система для детей раннего возраста

Сенсорными эталонами для детей на раннем этапе развития принято считать:

  • девять основных цветов спектра;
  • пять геометрических форм (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал);
  • три размера (величины) предмета: большой, средний, маленький;
  • музыкальные ноты, звуки родного языка;
  • четыре вкуса (сладкий, горький, соленый, кислый);
  • два температурных определения (тепло, холодно);
  • пять типов запаха (сладкий, горький, свежий, легкий, тяжелый).

В зависимости от возраста малыша, требования сенсорного воспитания предполагают следующие знания и умения.

Для возраста 1,5-2 года:

  • понимание и способность назвать 3-4 цвета, а также правильно подбирать их по образцу;
  • ориентирование в размерах (величинах) предметов, способность разобрать и собрать трехразмерную матрешку;
  • умение правильно собрать цветную пирамидку из 4-6 колец разного размера;
  • способность правильно соотносить конфигурацию объемных фигур с плоскими;
  • иметь начальные навыки рисования (проводить горизонтальные, вертикальные, короткие и длинные линии, а также внятно объяснять, что он нарисовал).

От года до трех ребенок приобретает основные знания о признаках окружающих его вещей. Именно в этом возрасте у него формируются понятия о формах, цвете, размерах, вкусах и запахах. На четвертом году жизни происходит усвоение главных представлений о признаках предметов, а также закрепление сенсорных эталонов. Это начало аналитического восприятия предметов и событий, окружающих ребенка.

 

Для возраста 2-4 года:

  • понимание и способность назвать 6 цветов, а также правильно подбирать их по образцу;
  • ориентирование в 3-5 контрастных величинах (размерах);
  • умение собирать цветную пирамидку из 6-8 колец разного размера;
  • способность правильно сформировать целый объект из 4-х частей (разрезанный рисунок, складные кубики);
  • умение четко различать объемные предметы по форме (куб, шар, пирамида и т.д.), и плоские по очертанию (квадрат, треугольник, ромб, круг);
  • умение рисовать в рамках листа короткие и длинные линии разного расположения.

Для возраста 5-6 лет

·         Учить детей воспринимать предметы, выделять их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.) и сравнивать предметы между собой. Формировать умение подбирать пары или группы предметов, совпадающих по заданному признаку, выбирая их из других предметов.

·         Продолжать знакомить детей с цветами спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (хроматические) и белый, серый и черный (ахроматические). Учить различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно их называть. Показать особенности расположения цветовых тонов в спектре. Продолжать знакомить детей с различными геометрическими фигурами, учить использовать в качестве эталонов плоскостные и объемные формы. Формировать умение обследовать предметы разной формы, выделять самую крупную часть, а затем более мелкие, Соотносить их по величине. При обследовании включать движения рук по предмету. Совершенствовать глазомер.

Для возраста 6-7 лет

·         Продолжать развивать органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус).

·         Совершенствовать координацию руки и глаза, мелкую моторику рук.

·         Развивать умение созерцать предметы, явления (всматриваться, вслушиваться). Учить выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов, сравнивать предметы по форме, величине, строению, цвету; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков.

·         Развивать умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению, цвету) и по характерным деталям.

·         Закреплять знания детей о хроматических и ахроматических цветах, цветах спектра.

·         Обогащать представления о цветах и их оттенках.

·         Учить называть цвета по предметному признаку (малиновый, лимонный и др.).

·         Закреплять знание эталонов (форма, цвет, материал и др.).

 

 

Почему еще важно сенсорное развитие?

Мария Монтессори считала, что сенсорное развитие тесно связано с эстетическим. Чем более человек способен ощущать тонкие различия цветовых оттенков и музыкальных тонов, изысканных ароматов и вкусов, тем более он склонен воспринимать и наслаждаться красотой окружающего мира и тем более развито его эстетическое чувство. Наоборот, если сенсорный опыт невелик, ощущения не утончены, необходимы грубые и сильные раздражители, которые позволят получать удовлетворение от восприятия – вспомните яркие, вульгарные, кричащие цвета рекламных щитов, зашкаливающие децибелы на концертах или в кино.

Мария Монтессори также отмечала связь сенсорного развития с развитием воображения. Ведь утонченные органы чувств могут выделять малозаметные свойства, детали объектов внешнего мира, которые послужат прекрасной основой для создания необычного образа.

Фребель предложил особый дидактический материал, так называемые «Дары Фребеля» для развития пространственных представлений, восприятия движения, формы, цвета, величины, числа. Он предлагал 6 даров:

1 дар – мяч, постепенно к первому мячу прибавляются другие разного цвета.

2 дар – шары двух цветов: белого и черного.

3 дар – это куб, разделенный через центр на части по всем сторонам и параллельно с ними.

4 дар – это куб, разделенный на 8 брусков, имеющих определенную величину, равновесие, устойчивость, тяжесть.

5 дар – куб, разделенный на 27 частей, из которых 3 разрезаны по диагонали, 3 на четыре части. Этот дар для детей старшего дошкольного возраста. В играх с ним происходит усвоение математических представлений, понятия углов, многоугольника.

6 дар – куб, разделенный на 27 частей, из которых 3 разделены пополам вдоль и 12 разделены пополам поперек.

Кроме даров Фребель вводил занятия – игры, используя палочки, камешки, песок, уделял большое внимание беседе, рассказыванию, пению, рисованию,  лепке, моделированию из бумаги, труду детей на огороде и в саду

 

Что должен знать дошкольник

 

Своевременное сенсорное восприятие на этапе дошкольного возраста — главное условие познавательного развития растущего человека, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, формирования эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию окружающего мира. 

Пробелы в сенсорном развитии малыша трудно, а иногда и невозможно компенсировать в более позднем периоде. В школьном возрасте эти пробелы могут проявиться в виде отставания в развитии, затрудняющего овладение знаниями основ наук.

Сенсорная среда-обеспечивает развитие и коррекцию отдельных сенсорных систем полисенсорики. Данная среда максимально насыщается материалами, стимулирующими сенсорное развитие.

-материал для развития зрительной функции

- материал для развития тактильного и тактильно-кинестетического восприятия

- материал для развития слуховой функции

-материалы для развития сенсорной интеграции

 

Сенсорная интеграция – это процесс координации сигналов, поступающих в мозг от органов чувств, обеспечивающий адаптацию и продуктивное взаимодействие человека со средой, в которой он находится.

Тактильное восприятие - это ощущения посредством прикосновения, давления, температуры или боли, благодаря чему человек воспринимает окружающую действительность. С помощью данного восприятия у человека складываются первые впечатления о предмете или явлении. При соприкосновении наружными покровами тела с чем-либо у нас появляется возможность познать форму, упругость, величину, шероховатость или плотность, холод или тепло, которые характерны предмету. Благодаря тактильному способу восприятия информации наша кожа способна реагировать на физические свойства окружающих нас объектов, и поэтому именно через нее нам поступает определенная информация

Самые восприимчивые к разнообразной информации рецепторы сконцентрированы на пальцах рук. Ощупывая предметы, человек может получить так много информации, как будто он смотрит на них. Поэтому осязание считают, в первую очередь, познавательной функцией руки человека

Тактильная дисфункция. Неприятие прикосновений, недостаточная реакция на тактильные ощущения, различение объектов только наощупь.

Замечаете ли Вы, что Ваш ребенок:

ü Избегает чужих прикосновений или отворачивает лицо от всего, что находится близко к нему? ü Не любит мыть лицо и голову? ü Боится осмотров у стоматологов больше, чем другие дети? ü Терпеть не может, когда ему стригут волосы или ногти на руках или но-гах? ü Не любит, когда его касаются, даже по-дружески или из чувства симпа-тии, уворачивается от объятий, даже если его всего лишь похлопывают по плечу, склонен избегать любого физического контакта с друзьями, хотя с удовольствием болтает и общается с ними? ü Каждый раз реагирует на прикосновения по-разному и странным образом? ü Негативно реагирует на одевание, определенные виды или особенности одежды (например, на эластичные манжеты, определенную длину рукава, швы и т.д.)? ü Тревожится сильнее обычного, если к нему подходят сзади или если он не видит происходящего? ü Сильно беспокоится, когда люди находятся близко к нему (например, в очереди или в толпе)? ü Испытывает необычную потребность в прикосновении или, наоборот, избегании прикосновений к определенным поверхностям или предметам с конкретной текстурой, таким как одеяла, ковры или мягкие игрушки? ü Не любит погружать пальцы в песок, макать их в специальные краски, касаться клея и тому подобных материалов? ü Не любит ходить босиком, особенно по песку или траве? ü Особенно придирчив к консистенции или температуре пищи?

Если вы отметили более 3 пунктов в поведении вашего ребенка, то у ребенка име-ются признаки нарушения сенсорной интеграции и в его игровую деятельность целесообразно ввести упражнения сенсорно-интегративной коррекции.

Интеграционные упражнения для тактильной системы

«Чудесный мешочек» В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

«Догадайся, что за предмет» На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет» Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др. По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

«Найди пару» Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок. Пластинки, оклеенны бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью и т.д.

При нарушении сенсорной чувствительности необходимо:

- всегда предупреждайте ребенка, что вы собираетесь прикоснуться к нему, приближайтесь к нему только спереди;

- помните, что объятия могут быть скорее болезненными, чем утешающими;

- постепенно знакомьте ребенка с различными текстурами – приготовьте для этого коробку с материалами (шерсть, шелк, бархатная бумага и т.д.);

- учите ребенка самостоятельным действиям, позволяющим регулировать чувствительность (например, при расчесывании волос и мытье).


ВЫСТАВКА ОПЫТА РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПОСОБИЙ ПО СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ 

на городском семинаре-практикуме


2023 год

ГПА Методический потенциал

Досуговая деятельность (дети и родители) как средство вовлечения родителей в решение задач по приобщению к социокультурным нормам, культуре и традициям семьи с использованием регионального компонента

Задачи формирования гармонично развитой личности с широким кругозором стоят и перед школой, и перед дошкольными учреждениями, и перед семьей. Но какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в его эффективности на разных возрастных этапах играет все-таки семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача педагога помочь и подсказать им.

В Федеральной образовательной программе дошкольного образования стоят воспитательные задачи: приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей.

Задачи более чем серьезные, которые сформировать без взаимодействия с семьей невозможно.

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

Большинство современных родителей считают себя хорошо разбирающимися во многих вопросах, особенно и в вопросах воспитания. Поэтому, чтобы на практике показать, каким образом можно решать воспитательные задачи и вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ использовала самый востребованный контент из форм взаимодействия с семьями воспитанников - это досуговая деятельность.

Культурно-досуговая деятельность – это не просто развлечения, а способ выявления общественных отношений, форма функционирования и развития общества, способ получения дошкольниками опыта поведения в различных ситуациях, сомоутверждения, общения, осмысления своего бытия, причем в динамике (прошлом, настоящем и будущем).

В каждой теме комплексно-тематического плана я планирую проведение разных досуговых мероприятий. Часть их них подразумевают активное участие родителей воспитанников и опору на семейные традиции и ценности.

Предлагаю из этого текста сделать буклет из опыта работы

Семейные традиции играют большую роль в развитии, укреплении и сохранении крепких семейных уз. Традиция – от латинского «передача», означает сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

В каждой семье существуют совершенно разные традиции, но решают они одну важную задачу – сплотить и укрепить семью. Семейные традиции сплачивают всех членов семьи и делают семью уникальной. Это один из наиболее доступных способов, как сделать процесс воспитания детей естественно и непринужденно с самого раннего возраста. Будучи постоянно вовлеченным во «взрослые дела», ребенок чувствует себя частью единого целого, частью своей семьи.

Примеры традиций и обычаев семьи:

·        Совместное проведение досуга. Это может быть загородные поездки в выходные, настольные игры, посещение всей семьей культурных мероприятий, мастер-классов; зимой – катание на коньках и лыжах, летом – катание на велосипедах, роликах, сбор грибов. Вполне вероятно, что эту традицию ребенок перенесет позже и в свою собственную ячейку.

·       Подготовка к праздникам. Все члены семьи могут принять участие в изготовлении подарков родственникам, наряжать елку, сервировать стол. Это еще и возможность весело провести время.

·       Регулярные экскурсии в ближайшие города, по памятным местам, музеям; совместные путешествия, поездки на природу, рыбалка, вечерние песни под гитару у костра. Для детей это необыкновенное приключение, а родителям – отвлечение от повседневных будней, возможность освежить свои чувства, насладиться природой.

·       Празднование дней рождений. Это одно из самых знаменательных событий в жизни ребенка. Эта традиция подчеркивает значимость каждого члена семьи; приносит радость, настроение, предвкушение праздника взрослым и детям. Особая подготовка, подарки, угощение выделяют этот день из череды других.

·       Народные традиции в семье; соблюдение религиозных дат; почитание праздника День победы, участие в акции «Бессмертный полк». Следуя им, в ребенка закладывается чувство гордости своей страной, принадлежности к своему народу.

·       Составление фотоальбомов, генеалогического древа, фотопортреты своих родственников. Привлекая к этому детей, мы вызываем у них большой интерес к изучению прошлого, истории предков и своего рода. Прививаем чувство значимости к своей личной истории.

    Не только в семьях, но и детском саду существуют свои традиции.

Например, к традициям нашей группы является традиция отмечать дни рождения ребенка. Традиция существует с младшей группы и по сей день. В начале младшей группы на род собрании решили, как отмечать. Первоначально родители не играли ведущей роли: приобретали подарки, сюрпризы, играли роли, участвовали в играх и аттракционах. В средней группе провели исследовательскую деятельность, в процессе которой выявили какие семейные традиции существуют в семьях в праздновании дней рождения членов семьи. В результате этой деятельности в старшем  дошкольном  возрасте часть семейных традиций соединились с традициями группы:

- проводится предварительная подготовка детьми (каждый ребенок делает подарок имениннику своими руками), оформляется шкатулка с пожеланиями;

- составляется план-сценарий проведения развлечения;

- определяется форма (тематическая, квест-игра, игровая программа).

Хочется отметить, что поделки к праздникам получаются у ребят особенно хорошо, потому что их старание идёт от желания сделать приятное. И как результат дети не только знакомятся с нравственными ценностями, такими как старание и внимание, но и проживают их.  

Воспитанники, включенные в такой вид  досуговой деятельности, перенимают опыт интересно планировать и проводить свой досуг, происходит эмоциональное сближение внутри семьи.

 

     Еще одной традицией нашей группы является «Встреча с интересными людьми». Это встречи с нашими родителями, которые приходят в группу рассказывают детям о своих профессиях, хобби, увлечениях. Это своего рода мастер-классы для детей от родителей.

Ознакомление дошкольников с трудом взрослых мы начинаем с профессий людей, входящими в ближнее окружение детей, постепенно переходим от профессий сотрудников дошкольной образовательной организации к профессиям родителей воспитанников, потом знакомим с профессиями абсолютно незнакомых, чужих для ребят людей.

В процессе ознакомления, наряду с получением информации о трудовых действиях и орудиях труда, используемых представителями той или иной профессии, необходимо концентрировать внимание дошкольников на самого человека, т.е. уделять особое внимание нравственным, положительным деловым и личностным качествам людей, таким как ответственность, добросовестность, стремление принести пользу людям, тем самым вызывая у детей чувство уважительного отношения к человеку труда, сопереживания, желания трудиться. Также необходимо обращать внимание детей на то, сколько времени и сил затратил человек на достижение результата труда, с какой любовью и творчеством трудился. Это дает возможность дошкольникам понять, то, что к итогам работы взрослых необходимо относиться аккуратно, с уважением. Необходимо заострять внимание дошкольников на том, что очень часто результат труда достигается усилием большого количества людей, т.е. является результатом коллективного труда, представителей нескольких профессий. Детям необходимо пояснить, что люди помогают друг другу в труде, аккуратно и старательно выполняют свои обязанности и поручения, так как от трудовой деятельности каждого в отдельности зависит конечный результат.

Данный вид досуговой деятельности способствует формированию у ребенка формированию таких нравственных ценностей как: трудолюбие, добросовестный труд на общее и личное благо; отношение к людям: взаимопомощь, гуманность, взаимное уважение, бережное отношение к результатам чужого труда.

Любая образовательная программа дошкольного учреждения состоит из двух частей: обязательной и части, формируемой участниками образовательных отношений. В нашей программе в эту часть знакомство с обычаями и традициями наций и народностей группы, ДОУ, района и региона, с природой родного края.

     Культурно-досуговая деятельность позволяем не только знакомить с традициями семей, но и разнообразить и обогатить семейные традиции. Формами такоя деятельности у нас являются посещение выставок, музеев, что приобщает дошкольников к истории и культуре нашего региона и родной страны.

Например, в рамках реализации комплексно-тематического плана мы с детьми посещаем выставки, библиотеки, которые находятся в шаговой доступности, организуем мини-музеи или виртуальные экскурсии. И дети, заинтересовавшись, зовут родителей также ходить в музеи и на выставки, и с удовольствием рассказывают потом об этом в стенах детского сада. В этих мероприятиях внимание детей и их родителей оказывается сосредоточенным на конкретной информации, на художественном образе или музейных предметах, или объектах, визуализация исторического прошлого и связь их с настоящим, почувствовать себя причастным к событиям на эмоциональном уровне и осуществляется приобщение детей к ценностям «культура» и «красота».

Досуг «Семейный отдых»

Не вызывают сомнений воспитательные, нравственные достоинства семейного отдыха поэтому я стараюсь реализовывать детско-родительские проекты через создание детско-родительских сообществ (туризм).

Первые наши выходы они являются совместными воспитатель-родители-дети, а в дальнейшем эти пикники и походы становятся регулярными и зачастую даже без воспитателя и не прекращаются они и после выпускного.

Чтобы замотивировать родителей к участию в совместных похода, с детьми обговариваем куда хотели бы сходить, разрабатываем предполагаемый маршрут. И знакомим с этим желанием родителей.

Во время подготовки к туристическому походу коллегиально (дети + родители + педагог) решаются вопросы:

- чем можно заняться на пикнике...,

- чего хотят дети,

-доработка и утверждение маршрута,

- организация пикника и другие вопросы.

Были реализованы маршруты выходной дня по достопримечательностям нашего города

Такой вид совместной деятельности позволяет решать задачи по формированию приобщение детей к ценностям «здоровье», «красота в природе». Дошкольники на практике приобщаются к здоровому образу жизни и проникаются любовью к родному краю

Результатом, взаимодействия с родителями стал: возросший интерес родителей к работе детского сада и воспитанию детей.

Таким образом, можно сделать вывод: что культурно-досуговая деятельность является одной из наиболее действенных форм нравственного воспитания, передачей культуры и традиций семьи, приобщения к социокультурным нормам

 




2024год

Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме: 

«Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста

 правилам дорожного движения».

 

Цель: повышение активности воспитателей по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге посредством игровой деятельности. 

Задачи:

- познакомить с разнообразными видами игр и формами по ПДД,

- показать роль игр по ПДД  для формирования у детей навыков безопасного поведения на дороге,

- способствовать развитию бережного отношения к жизни детей и своей жизни, потребности осознанно выполнять правила дорожного движения.

 Оборудование: мультимеди адля показа презентации, дорожные знаки; руль для водителя; игры «Светофор» (сигнальные карточки); «Угадай знак»; «Сложи пословицу»; материал для мини-макета; круги красный, жёлтый, зелёный.

 

Ход мероприятия.

- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем мастер – классе по правилам дорожного движения.

 В нашей стране ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остается очень тревожной. В России число пострадавших детей в расчете на 100 тыс. человек населения в 2 раза больше чем во Франции и в Германии, и в 3 раза больше, чем в Италии. Основными причинами травматизма считается переход проезжей части в неустановленном месте перед близко идущим транспортным средством.
Можно ли изменить ситуацию? Возможно. Если начать воспитывать дорожную азбуку с самого детства.

В детстве человек получает основную базу знаний. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность нас, взрослых.

Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием детей, мы часто встречаемся со словом «привычка».

Привычка - это поведение человека, закреплённое многократным повторением. Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте. Забота о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением.

У детей младшего дошкольного возраста нет страха, отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их постоянная жажда знаний, желание открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности на улицах, и дороге.

Поэтому уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к ПДД, которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека.

Большую часть времени ребенок проводит в детском саду. Как же нам обучить маленьких детей необходимым знаниям, умениям, навыкам безопасного поведения на улицах, дорогах, и в транспорте? (Проводить беседы, примером, игрой.) Верно, поэтому многие беседы, совместная деятельность, занятия, развлечения с тематикой дорожного движения являются неотъемлемой частью по формированию у детей основных правил дорожного движения.

Единство наших и ваших требований к детям – это условие нашего успеха и безопасности наших детей.

 

Сегодня  хочу предложить вашему вниманию игровые технологии, которые можно применять при ознакомлении детей с основными азами безопасности или для их закрепления.

Игра занимает ведущую деятельность в дошкольном возрасте.

Ни к какой другой деятельности ребёнок не проявляет столько интереса, как к игровой. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходят легко, с удовольствием. Вот в чём секрет воспитательных возможностей игры.

Сейчас я вам предлагаю побыть детьми и отправиться в путешествие по разным видам игр по формированию у детей правил дорожного движения. Представим, что мы с вами пассажиры, я буду водителем.

Отправляемся в путь.

Первая остановка «Сюжетно-ролевая игра».

Сюжетно-ролевая игра - форма моделирования ребёнком, прежде всего социальных отношений и свободная импровизация, не подчинённая жёстким правилам, неизменяемым условиям. Отличительным признаком ролевой игры является наличие сюжета и ролей. Это игры «во что-то», «в кого-то», они «зеркало общества». Разыгрывая различные ситуации, дети поступают так, как должны поступать люди, чьи роли они выполняют. В ходе ролевых игр закрепляются знания детей о правилах дорожного движения.

Сейчас мы с вами тоже являемся участниками сюжетно-ролевой игры

 «Мы - пассажиры». Во время игры можно побеседовать о том, как должны вести себя пассажиры, таким образом, формируются и закрепляются знания детей о правилах дорожного движения.

Отправляемся дальше в путь.

 

Следующая остановка «Подвижная игра».

Что это за вид игр вы все знаете. Существует много подвижных игр по ПДД, например: «Стрелка, стрелка покружись», «Светофор», «К своим знакам!», «Автогонки», «Красный, желтый, зеленый!», «Тише едешь - дальше будешь!», «Быстро шагай, смотри, не зевай!» и так далее.

Я предлагаю вам поиграть в подвижную игру «Светофор».

Игровые правила таковы: нужно выполнять определенное действие на цветовые сигналы (кружки):

- когда я показываю красный кружок, вы стоите на месте без движения;

- когда я показываю желтый кружок - вы хлопаете;

- когда я показываю зеленый кружок - вы шагаете на месте.

(Игра проводится 2-3 раза.)

Еще есть игра «Автомобили», предлагаю поиграть и в неё.

Вам необходимо встать парами, впереди стоящий – это машина, второй - водитель. Машины сами не ездят, ими управляет водитель, поэтому Вам нужно закрыть глаза, при этом выставив руки вперёд, согнутыми в локтях – это бампер. Водитель кладёт руки на плечи и управляет машиной. Ездить можно по всей площадке не натыкаясь друг на друга во избежание аварии, доверяя водителю.

Отправляемся дальше в путь.

 

Следующая остановка «Игры по правилам».

1.«Настольно – печатная игра».

 Это развивающие игры по правилам, например: «Дорожное лото», «Оживи улицу», «Дороги нашего города», «Путешествие по городу» и др.

2.Следующая игра по правилам это «Дидактическая игра».

 Одна из действующих средств воспитания ума. В них развивается познавательная активность детей, они требуют умения расшифровывать, распутывать, разгадывать: «Разложи картинки по порядку», «Сложи картинку», «Найди лишнее», «Что нужно водителю», «Добрые и плохие поступки» и др.

Предлагаю поиграть в дидактическую игру « Собери картинку», которую вы можете сделать самостоятельно со старшими детьми, она развивает мышление, сообразительность. Нужно из разрезных деталей определить, какой дорожный знак получится, сложить изображение, чтобы получился этот знак. Работать можно как одному, так и парами, группами парами.

Молодцы! С этим заданием справились.

 

Следующая игра « Говорящие знаки».

Вашему вниманию представлены дорожные знаки, ваши действия при виде того или иного дорожного знака.

«Пешеходный переход» — сбавлю скорость, остановлюсь и пропущу пешеходов.

« Лежачий полицейский» - приторможу и поеду дальше.

« Внимание, дети!» -  сбавлю скорость, но продолжу движение.

«Дорожные работы» — сбавлю скорость и объеду это место.

« Медицинский пункт» -  если нужна мед.помощь, можно заехать.

« Автобусная остановка» - нужно притормозить, могут стоять люди или выходить из автобуса.

 

Следующая остановка « Литературная».

Вы жизнь свою оберегайте

И правила дорог не нарушайте.

Не зря говорит русский народ,

Что бережёного Бог бережёт!

Немало пословиц и поговорок о правилах дорожных сложено. О чём же они говорят, мы узнаем, собрав их.

«Семь раз погляди, а потом иди».

«Опасностей много, а жизнь одна».

«На дороге шутить – себе навредить».

«Дорожный знак не говорит, а правилу учит».

С этим заданием Вы тоже справились. Молодцы!

Отправляемся дальше в путь.

 

Следующая остановка «Творческая».

Дети очень любят заниматься творческой деятельностью, что-то мастерить. И в ходе такой работы с детьми также можно их познакомить с правилами дорожного движения или закрепить уже имеющиеся.

Практическая часть.

Для того, чтобы ребёнок не просто так катал машинку, где попало, давя на неё, врезаясь и бросая, при этом ломая её можно изготовит макет проезжей части, перекрестка, детской площадки и так далее. В данном случае изучая и закрепляя ПДД и воспитывая культуру игры, которая страдает у большинства детей, пришедших в детский сад.

У нас получилась замечательная настольная игра, которая позволит детям самим обыграть ситуацию, соответствующую макету. Детям можно будет предложить самим дополнить знаками, машинами, мини человечками, и они с удовольствием будут играть, закрепляя ПДД.

Вот и наша остановка «Конечная».

 Я надеюсь, что вы будете применять игровые технологии, которые являются одной из интересных форм обучения, и позволяют сделать интересной и увлекательной работу по изучению Правил дорожного движения.

И помните: Дорога не терпит шалости - наказывает без жалости. Обучая ребенка Правилам дорожной безопасности, мы сохраняем ему жизнь!

Уважаемые коллеги! У Вас на столах лежат круги: красный, зеленый, желтый.

Если на протяжении всего пути Вам было все понятно и интересно – покажите зеленый круг.

Если поездка вас немного утомила – покажите желтый круг.

Если вы в течение всего пути успели заснуть, было скучно– покажите красный круг.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

 










 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

День Байкала

космическое путешествие

экскурсия в музыкальную школу